;

При воспроизведении текста этой страницы ссылка на
http://www.webslivki.com  обязательна!

 

Иконы Божьей Матери

      Порядок следования иконы соответствует древности иконы. Однако, строго говорить о древности иконы можно только по отношению к афонским иконам (например "Иверская Богородица" 8 века).
     Ко многим древним иконам применяется понятие "обретение". Например, икона Владимирской Божьей матери была написана евангелистом св. Лукой еще во время земной жизни Богоматери, т. е. почти 2 тыс. лет назад. А в 12 веке ее привезли в Киев в подарок князю Юрию Долгорукому. Поэтому 12 век считается датой обретения этой иконы. Некоторые иконы имели чудесное обретение - например, икона Тихвинской Богоматери была чудесным образом обретена в 14 веке над водами Ладожского озера.  

      Большинство из дошедших до нас икон Богоматери является списками с некогда существовавших чтимых образов. Списки икон не являются точными копиями, но всегда  сохраняют характерные черты древней иконы ("протограф"), которые называются "иконографический тип".
 
    Приведенные здесь изображения являются фотографиями списков икон. Фотографирование самих икон, особенно пребывающих в монастырях, как правило строго запрещено.
  Практически все иконы Божьей матери являются чудотворными. Например от иконы Ахтырская Богоматерь к 1774 г. было документально засвидетельствовано 324 чудесных исцеления (см. об этом соответствующую церковную литературу).   

 

 

Иверская Божья матерь

 

Иверская Божья матерь

 

Иверская Божья матерь Иверская Божья матерь

Икона Божией Матери "Иверская" 
8 век. Афон

 
   
Пребывает на Афоне. Названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон. В 17 веке список привезен в Москву и сейчас находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Список 20 века - в Иверской часовне у Воскресенских ворот (Москва).

    С 17 века была и остается самой чтимой московской святыней.Со времен Петра все императорские особы, прибывавшие в Москву, в том числе и на коронацию, из новой северной столицы, прежде всего, приходили кланяться московской святыне и обязательно прощались с ней, возвращаясь в Петербург.
     Во время иконоборческих гонений в Византии при императоре Феофиле в 726 году в эту икону ударил копьем в правую ланиту один из воинов-иконоборцев по имени Варвар, и из нее сразу же потекла кровь. Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы - поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой раной на лике. С тех пор икону стали почитать как чудотворную.
     Благодатная сила московской Вратарницы была настолько велика, что ее чтили не только москвичи и даже не только православные: на поклон к знаменитому чудотворному образу приходили католики, лютеране, сектанты и даже вовсе нецерковные люди - вера и надежда на помощь оказывались сильнее человеческих убеждений. Купцы приходили сюда перед торговой сделкой, студенты и гимназисты - перед экзаменами. Прославилась Иверская икона исцелениями больных.

 

 

 

Икона "Знамение" Икона "Знамение"
Икона "Знамение" Икона "Знамение"

    Икона Божией Матери "Знамение" 
9 век

   Наиболее древний список 12 века пребывает в Софийский соборе г.Новгород (правый нижний)

 

 

Икона "Достойно есть" Икона "Достойно есть"

    Икона Божией Матери "Достойно есть"
("Милующая") 
10 век. Афон
 

      Пребывает на Афоне.
     В 1999 году на московское подворье Троице-Сергиевой Лавры со Святой Горы Афон был доставлен список, выполненный афонскими монахами.

 

 

 

Икона "Смоленская Божья матерь" Икона "Смоленская"

Смоленская  икона Божией Матери
11 век  

     Икона Божией Матери "Смоленская". 11 век.
     Древнейшая икона пребывает ныне в Смоленском Успенском соборе.
Икона восходит к византийскому иконографическому типу Одигитрии («Путеводительницы»). На Русь образ попал в 1046, когда византийский император Константин Порфирородный, выдавая свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее именно этой иконой. После смерти Всеволода его сын Владимир Мономах перенес икону из Чернигова в Смоленск, благодаря чему она получила свое название. Смоленская Божия Матерь - вдохновительница победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812, накануне Бородинского сражения, икону из Смоленска вновь перенесли в Москву, поставив на поклонение в Успенском соборе Кремля, в день же самого сражения ее с крестным ходом пронесли вокруг центра столицы. Как писал генерал П.П.Коновницын об одном из ее списков в полках: «Войска с благоговением зрели посреди себя образ сей и почитали его благоприятным залогом Всевышнего милосердия». После побед над французами образ вернули в Смоленск.

 

 

 

Икона "Владимирская" Икона "Владимирская"
Икона "Владимирская" Икона "Владимирская"

Владимирская икона Божией Матери
Обретение 12 век

      Икона Божьей матери "Владимирская".
     Сейчас икона пребывает в церкви Никона в Столпах (храме-музее), что за   Третьяковской галереей (Москва).
     Список с византийской иконы находится в иконостасе Успенского собора Кремля.
    Списки: храм Илии Пророка в Обыденском переулке, Храм мученика Иоанна Воина на ул.Якиманка, храм свт. Николая в Толмачевском пер.
Российские монархи принимали венчание и миропомазание на царство перед ликом Владимирской иконы в Успенском соборе.
     По преданию, эта икона была написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезничал Иисус Христос со Свой Матерью и праведным Иосифом. Икона была написана еще во время земной жизни Богоматери. В 450 году при императоре Феодосии Младшем икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а в XII веке ее привезли в Киев: в подарок от патриарха Константинопольского Луки Хризоверга великому князю Юрию Долгорукому.
     Князь Андрей, сын Юрия Долгорукого уехал с иконой во Владимир. После этого князь отправился в Ростов, но в десяти верстах от Владимира лошади остановились и не стали идти дальше. Запряженные в повозки другие лошади также не трогались с места. Тогда князь стал молиться перед иконой и получил от Богоматери наказ поставить икону во Владимире. Сделав все по велению Богородицы, князь кроме всего прочего заложил во Владимире храм Успения, который был закончен в 1160 году Князь, украсив икону окладом из золота и серебра с драгоценными камнями, установил ее в храме Успения. С тех пор она так и называется — Владимирская.
     Во время пожара 13 апреля 1185 года, когда во Владимире полностью сгорел соборный храм, Владимирская икона чудесным образом осталась невредимой. После этого икона была перенесена в Москву. Как только икона была перенесена в Успенский собор в Москве, пришел черед возвышения над всеми Русскими княжествами Москвы.
      С давних времен перед Владимирской иконой приносили клятву верности Отечеству. Российские монархи принимали венчание и миропомазание на царство перед ликом Владимирской иконы в Успенском соборе.
Риза (металлическая обшивка (оклад) на иконе) из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей (конфискована большевиками).

 

 

 

Икона Пресвятой Богородицы "Феодоровская" Икона Пресвятой Богородицы "Феодоровская"
Икона Пресвятой Богородицы "Феодоровская" Икона Пресвятой Богородицы "Феодоровская"

   Феодоровская икона Божией Матери  
Обретение 13 век
  

      Пребывает в Костромском кафедральном соборе.
      Списки - Феодоровский собор, храм свт. Алексия, митр. Московского, в Рогожской слободе (Москва)

  
 Предание приписывает этой знаменитой иконе весьма древнее происхождение и написание самим евангелистом Лукой. Название дано по имени св. Феодора Стратилата, перенесшего явленную икону Богоматери в Кострому в 1239.
    "Федоровская" икона Богоматери, особо почитаема на Руси, еще и потому, что именно через этот образ дано было благословение Божие на царствование Михаилу Федоровичу Романову, избранием которого на русский престол, совершившемся в 1613 году, завершилась государственная смута, долгое время терзавшая державу Российскую. Из Москвы в Кострому было послано посольство Земского собора, которое принесло с собой икону Богородицы "Владимирской" и икону московских чудотворцев. В Костроме их встретило духовенство с "Федоровской" иконой и все отправились в Ипатьевский монастырь, где находился юный Михаил со своей матерью инокиней Матреной.
     Долго проходило "умоление" Михаила на царство. Юный Михаил и его мать категорически отказывались от столь тяжкого бремени. Наконец, архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит взяв на руки "Владимирскую" икону сказал: "Для чего икона Пресвятой Богородицы и московских чудотворцев шествовали с нами в отдаленный путь? Если нас не слушаетесь, то ради Богоматери и великих святителей склонитесь на милость и не прогневляйте Бога". Против таких слов не устояла старица Матрена. Она упала ниц перед иконой "Федоровской" Богоматери и произнесла: "Да будет воля Твоя, Владычица! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истины, на благо Себе и Отечеству!".
    Отправившись в Москву, Михаил Федорович взял с собой список с чудотворной иконы и поставил ее в придворной церкви Рождества Богородицы "на Сенях". С этого времени "Федоровский" образ Богородицы особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых.

 

 

Тихвинская икона Божией Матери
Обретение 14 век


     С 2004 г. пребывает в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре (г.Тихвин).
     Чудотворный список 18 века пребывает в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга.
     Одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима была перенесена в Константинополь. В 14 веке икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. После Октябрьской революции, в 1924 году, монастырь, где хранилась Тихвинская икона, закрыли, и чудотворный образ был перенесен в один из храмов Тихвина. Во время второй мировой войны, при оккупации города, икону перевезли в Псков. В 1944 году чудотворный образ принимает православная община Риги во главе с архиепископом Рижским Иоанном (Гарклавсом), который в 1949 году вывез образ в США. Святыня была помещена в Свято-Троицком соборе Чикаго. В январе 2004 года состоялись переговоры Патриарха Алексия с делегацией Православной Церкви в Америке, в ходе которых было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери в Россию.

 

 

Казанская Икона Божией Матери
Обретение 16 век

           Явлена в 16 веке в Казани. В 17 веке перенесена в Казанский собор на Красной площади в Москве. В 1904 г. украдена. Практически во всех православных храмах есть списки иконы. Самый известный чудотворный список (долгое время считавшийся оригиналом) находился в Ватикане. в 2004 г. передан в Успенском храме Кремля Алексию II   представителем Ватикана. Сейчас этот список находится в Казани.

 

 

 

  Икона "Взыскание погибших"      
Обретение 17 век


         
Пребывает  в Самарском Покровском кафедральном соборе.
          Список в церкви Воскресения Словущего. Москва, Брюсов переулок.
          Чудотворная икона "Взыскание погибших" приплыла по Волге к Саратову в 1666 году и была явлена местному воеводе Кадышеву. С тех пор она стала родовой реликвией этого дворянского рода, неоднократно являя чудесные знамения и исцеления от болезней.
          Анна Ивановна Кадышева, получив от бабушки в наследство чудотворную икону, не расставалась с нею, собирая по всей России пожертвования для основания Раковского Свято-Троицкого женского монастыря. Известно чудесное исцеление у иконы неизлечимо больного сына графа Шереметьева.
  В монастырской летописи хранилось немало свидетельств чудес исцелений, творимых верою и благодатью (за период с 1862 по 1900 год засвидетельствовано около 40 чудес: исцелений бесноватых, немых, слепых, помощи Божией Матери при засухе, нашествии саранчи).  
        
Список церкви Воскресения Словущего.  В 1812 году храм был разграблен французами. Поруганная святыня была найдена расколотой на три части среди всякого хлама. При обретении иконы совершилось множество чудесных исцелений. К этой иконе обращались невесты, выходя замуж, чтобы брак был спасительным, приходили к ней люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях, с молениями обращались к ней матери о погибающих детях.

 

 

 Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
17 век


 
       Пребывает в московской церкви Преображения на улице Большая Ордынка.
        Судьба протографа неизвестна.
В Москве в XVII веке прославилась одна икона Богоматери этого имени. Первое чудо от нее совершилось в 1648 г. над больной Евфимией, родной сестрой патриарха Иоакима, жившей на Ордынке. Она жестоко страдала раной в боку. Рана была так велика и столь болезнена, что больная ждала смерти. Но в то же время она не теряла надежды на Божественную помощь. Однажды утром она во время молитвы услышала голос: "Евфимия! Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый "Всех скорбящих Радость". Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни. Получивши же, всем проповедуй милость, ради той иконы явленную, чтобы не сокрыт был источник благодатных исцелений всем требующим". Евфимия исполнила повеление Пресвятой Богородицы: узнала, что в Москве на Ордынке действительно есть храм Преображения; был отслужен молебен, и больная исцелилась. Это произошло 24 октября.
           В 1890 году 6 октября все молящиеся в часовне были свидетелями поразительного исцеления 14-летнего отрока Николая Грачева от припадков и расслабления рук. Врачи признали неизлечимой его долголетнюю болезнь. Однажды комната больного ярко озарилась сиянием неземного света, и отрок увидел Пречистую Деву, Николая чудотворца и еще некоего святителя в белом клобуке. Богоматерь повелела отроку ехать в часовню и сказала, что после этого только он исцелится. Отрок исполнил повеление. Прибыв в часовню, больной приложился к образу, и падучая болезнь оставила его - руки его получили силу, и с этого времени больной стал совершенно здоров.

 

 

     Икона Божией Матери "Утоли моя печали"
17 век.


         Самый древний и известный из списков иконы "Утоли моя печали" был принесен казаками в Москву в 1640 году. Сейчас чудотворный список иконы "Утоли моя печали" находится в московском Николо-Кузнецком храме.

 

 

 

wpe18.jpg (21309 bytes)

   Ахтырская икона Божией Матери
Обретение 18 век


     
Чтимый список (XVIII–XIX вв.) находится в Москве, в главном приделе храма Воскресения Словущего на Арбате и список из Сан-Франциско (где предположительно находится сама икона) - в Покровским соборе г. Ахтырка.
       Образ, от которого исходило сияние, был обретен свящ. Покровского храма в г. Ахтырка Василием Даниловым в траве во время сенокоса. В 1768 г. на пожертвование императрицы Елизаветы Петровны на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор, в котором икона находилась вплоть до ее похищения в 1903 г. во время отправления на реставрацию в С.-Петербург.

 

 

 

Валаамская икона Божией Матери
19 век


      
Пребывает в Финляндском Валаамском монастыре (Финляндия) в Преображенском соборе. Списки -   в Валаамском монастыре в церкви преподобных Сергия и Германа, в Казанском храме Валаамского подворья в С.-Петербурге и Московском подворье монастыря.
        Икона была написана в 1878 г. валаамским иером. Алипием.   Писанный маслом на доске список чудотворной Валаамской иконы с благословением великой северной обители был доставлен на МКС в сентябре 2005 года грузовым кораблем «Прогресс-М-54» и, по словам, космонавтов, освятил станцию. Вместе с Сергеем Крикалевым и Джоном Филлипсом он более тысячи раз облетел вокруг земли.

 

 

 

     Икона Божией Матери "Аз есмь с вами, и никтоже на вы"
 19 век.


  
  Пребывает  в Георгиевском Козелецком монастыре (Даневка   Черниговской обл., Украина)

 

 

 Икона Пресвятой Богородицы "Умиление"
19 век

    Пребывает в Дивеевской Серафимовской обители. 
    Первая икона - точная копия оригинала, находится в Третьяковской галерее. 

   Эта икона Пресвятой Богородицы принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейным молитвенным образом. Елеем от лампады, горевшей перед иконой, преподобный помазывал больных, которые после омазания получали исцеление недугов. Подвижник называл икону ”Умиление” - ”Всех радостей Радость”, и перед ней скончался в 1833 году. После кончины святого Серафима икона ”Умиление” была передана настоятелем Саровской пустыни сестрам Дивеевской Серафимовской обители.       

 

 

 

     Икона Божией Матери "Умягчение злых сердец"
('Симеоново проречение')
 19 век

            Ныне пребывает в часовне посёлка Батурино Московской области.
            С 1999 году начала мироточить и кровоточить.

 


       

 Икона Божьей матери "Державная"


        Обретение в 1917 году в селе Коломенском близ Москвы. Подлинник Державной иконы находится в Историческом музее (Москва).  Список - в московском храме св. пророка Илии в Обыденском переулке.

             Крестьянке Евдокии Андриановой, которая жила в подмосковной слободе Перерва, в феврале 1917 года было два сновидения. В первый раз она услышала голос: "Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся". Во втором сновидении Евдокия увидела белый храм, а в нем величественную Женщину, в которой крестьянка узнала Божию Матерь. Крестьянка, отправившись в Коломенское, пришла туда 2 марта, а увидев Вознесенский храм, узнала в нем тот самый, в котором она узрела во сне Божию Матерь. Придя к настоятелю храма священнику Николаю Лихачеву, она сообщила ему о своих сновидениях и просила совета, как ей лучше поступить. Священник пригласил крестьянку в храм, где она осмотрела все находившиеся там иконы, но ни в одной из них не узнала явленного ей во сне образа. Тогда по совету сторожа настоятель стал искать икону на колокольне, на лестнице, даже в чуланах. И вот в церковном подвале среди старых досок была найдена большая старая черная узкая икона. Когда ее промыли от многолетней пыли, то увидели на ней изображение: Божию Матерь, восседающую на царском престоле в красной порфире, с венцом на голове, со скипетром и державой в руках. У Нее на коленях - благословляющий Богомладенец Иисус Христос. Именно в этой иконе Евдокия узнала явившийся ей во сне образ, который раньше никогда не был известен. Спустя некоторое время Державная икона явила чудо обновления. И. Андреев был свидетелем этого: "Через несколько недель мне вторично удалось побывать в селе Коломенском, и я был глубоко потрясен изменением иконы: она сама собой обновилась, стала светлой, ясной и ..."красной", так как особенно стала бросаться в глаза царская порфира, как бы пропитанная кровью.     

 

 

 

   "В родах помощница"


   Местонахождение подлинника иконы Божией Матери "В родах Помощница" неизвестно, но многочисленные списки и новые версии этой иконы существуют во многих храмах России и в домах верующих людей.

 

При воспроизведении текста этой страницы ссылка на
http://www.webslivki.com  обязательна!